На русскоязычном духовном пространстве хорошо известны три книги Людмилы Плетт, рассказывающих о небывалом духовном возрождении, посетившем Южную Африку и связанным с деятельностью там немецкого миссионера Эрло Штегена. Первая из них с громким названием «
С самого начала чтения бросается в глаза чудесное водительство самой Людмилы и работников этой миссии: они довольно часто слышат внутренние голоса, которыми и руководствуются. Данное обстоятельство сильно смущает читателя, поскольку он не встречал еще такой близости с Богом и понимает, что в этих книгах представлен другой образ отношений с Богом, который считается вершиной духовности. Тем не менее, явно чудодейственный характер работы немецких миссионеров вызвал и волну недоверия у скептически настроенных читателей, которые хотели бы узнать больше что-то о самом авторе этих книг и о той миссии, в которой она сотрудничает.
Когда же в 2003 году вышла четвертая книга Плетт «Путем исканий» чисто биографического характера, все поклонники нового пробуждения узнали, что пресловутая миссия развалилась: в ней начались склоки и расколы. Следовательно, духовное пробуждение захлебнулось в ссорах, разбившись на множество толков, в одном из которых оказалось много ближайших родственников самого Эрло Штегена. Все ушедшие были известны своей искренностью и ревностью в служении Богу и были ведущими лидерами, осведомленные во всех подробностях работы этой миссии. Попытавшись разобраться в создавшейся ситуации, Людмила Плетт пережила, как она говорит, «разочарование в людях», и вскоре заявила о своем выходе из данной миссии. Хотя сама Людмила искренно пытается объяснить причины такой неудачи, сам ее факт представляется многим тревожным симптомом.
Вот что она пишет по этому поводу (с. 231): «Было такое чувство, что почва уходит из-под моих ног. Не на чем стоять и не за что ухватиться. Неужели все пережитое за прошедшие 17 лет было заблуждением?! Неужели то, что написано в книгах о пробуждении, не отражает действительности?! Да, но я ничего в них не придумала! Они содержат только то, о чем рассказывал Эрло Штеген! Я ведь была только его русским языком. Ведь не может же быть такого, что он лгал или явно преувеличивал! А если да, тогда я передала это дальше своему народу... Господи! Чем все это было? Делом Твоим и истиной или самообманом, подделкой под пробуждение, чем-то, в чем нет и не было Твоего Духа?!...»
Удивительно, что голос, водивший долгие годы Людмилу Плетт, в ответ на ее эту просьбу дал происшедшему следующую оценку: «О чем ты плачешь и почему терзаешься? Разве можно строить на том, что временно и рано или поздно закончится?» (с. 232). Все христианские пробуждения, убеждал «голос» разочарованную женщину, имеют временный характер и нечего переживать то, что они окончились. В этот и состояло все объяснение? А разве не важно как они закончились: славой или бесславием? Об этом «Дух Святой» не сказал ни слова.
Все это настораживает, причем особенно тех христиан, которые осведомлены в практике оккультных индуистских культов. Дело в том, что водительством и слышанием голосов, кстати имевшими место и в древние времена, отмечены многие нехристианские учения. Немногие из христиан знают это. Иными словами, существует реальная опасность столкнуться с оккультизмом в христианской одежде. Кстати, все лидеры пятидесятнического и харизматического движений признают факт смешения истинной духовности с человеческой и даже сатанинской, но не считают возможным избежать проблем, вызванных этим фактом.
Тем не менее, не дает ли все это основание усомниться в истинности всей практики «опытного христианства» и перейти к чисто библейской форме «общения» с Богом – через молитвы и руководство посредством Библии. Согласно библейскому свидетельству Дух Святой управляет жизнью христианина больше посредством разъяснения Писания, чем через прямое руководство. Конечно, Он посылает нам нечто, не содержащееся в тексте Библии, однако делает это косвенным (через посредство других верующих, обстоятельства, размышления или мысли и т.п.), а не прямым (через внушение вербального говорения) образом.
Чему учит Библия о Духе Святом и Его отношении к верующим? Дух Святой действительно входит в человека в момент его уверования, хотя полноту власти может получить лишь при нашем духовном росте, то есть не сразу.
Таким образом "крещение" или "помазание" Духа Святого даются сразу, без чего мы бы не могли служить Богу, познавать Его волю и быть водимыми Им (Лк. 21:14-15; Рим. 8:14; Гал. 5:18; 2 Кор. 1:21-22; 1 Ин. 2:20,27). "Исполнение Духом" же означает периодическое получение от Бога дополнительной Божьей силы для совершения каких-то особых поручений или конкретных задач. Если дары Духа Святого даются не всем, то "крещение", т.е. облачение Духом или вступлением под Его контроль - всем верующим (Ин. 7:37-39; 14:17,20,23; Деян. 9:17; 13:52; 15:8-9; 1 Ин. 3:24; 4:12,15; 5:1; Рим. 8:9,14-16; 1 Кор. 6:17; 12:3; Гал. 3:2,5; 4:4-7; Еф. 1:13-14; 3:16-17; 4:30; 2 Тим. 1:14; Откр. 3:20).
При этом нам нельзя избежать рассмотрения некоторых вопросов, часто поднимаемых в спорах между евангельскими христианами баптистской и пятидесятнической ориентации. Первым вопросом является следующий: «На всех ли верующих сходит Дух Святой?» или «Достаточно ли одной веры для получения Духа Святого?» Вторым: «Обязательно ли это схождение должно сопровождаться чудодейственными дарами (исцеления, знамений и языков)?»
В книге Деяния Дух Святой сходил на людей трижды совместно с даром языков (в день Пятидесятницы, в доме Корнилия и в Ефесе). Дар языков был знамением как для верующих так и для неверующих, что Бог принимает в церковь язычников. Лишь один раз Дух Святой не сходил при уверовании, и для этого были особые причины.
Филипп обнаружил, что обычного действия Духа Святого не произошло, что нужно было как-то объяснить. С этой проблемой он и призвал в Самарию апостолов. Прибыв они выявили в числе уверовавших людей, одного лжеучителя, который имел большое на них влияние, но в своем понимании служения Богу, смешал свои старые магические приемы с христианской верой. Вот почему Дух Святой не сошел на этих людей, хотя они и проявили свою веру: некоторые из них имели лжеверу, которая могла распространиться среди уверовавших и сбить их с истинного пути. Филипп не возлагал рук, потому что не имел способности различения духов. Обнаружить опасность смогли лишь апостолы, которые узнали от Филиппа ("услышали") ненормальность обычного проявления Духа Святого.
Правда, имеется еще один случай схождения Духа Святого, о котором думают, как о доказательстве того, что не всегда верующий был крещен Духом. Сторонники этого мнения задаются вопросом: почему было необходимо возложение рук на "уверовавших" в Ефесе (Деян. 19:1-17).
Судя потому, что эти люди не имели никакого понятия о Духе Святом и были учениками Иоанна Крестителя, они не были истинно верующими. Это были так сказать полухристиане, знавшие о необходимости покаяния, но не имевшие силы для не совершения новых грехов. Это были современные православные (грешу и каюсь, каюсь и грешу), о благодатной же способности не грешить, даруемой при возрождении Духом Святым, они ничего не знали. Таким образом их вера не была действительной, поскольку она удовлетворяла требованиям спасения лишь на половину: они верили в необходимость покаяния, но не имели веру в получение способности жить новой жизнью. Вот почему они не смогли получить Духа Святого при такой вере.
Теперь нам нужно сказать нужное о дарах языков и чудодейственных дарах. Баптистское отношение к ним следующее: в межзаветный период в опыте христиан были совмещены дары особые и дары обычные, первые прекратились, вторые продолжают свое действие сегодня. Это был уникальный, специфический и неповторимый период в истории церкви: проповедь Слова Божьего нужно было подтверждать сверхъестественными дарами (Мк. 16:20; Деян. 14:3; Рим. 15:19; Евр. 2:4). Это объясняет то, почему было возможно иметь дары Духа Святого без спасения (Мф. 7:22-23; Ин. 5:1-14; 1 Кор. 13:1-2). Эти дары были лишь знаками для спасения или назидания других людей. Иными словами, особые дары не всегда ведут к спасению.
Наконец, верующим необходимо быть всегда на чеку, поскольку антихрист также владеет особыми дарами, пытаясь выдать их за Божьи (Мф. 24:24; 2 Фес. 2:9; Откр. 13:13-14). Ожидание от Господа того, что Он не предназначил для Своей церкви чревато многими опасностями. Сказанное справедливо, например, и в связи с учением "финансового изобилия" Майкла Пика. Этому учению противостоят следующие тексты Писания: Мф. 8:20; 13:22; 19:23; Лк. 1:53; 6:24; 12:16-21; 16:9; 18:23; Деян. 3:12; Иак. 1:10; 2:5; 1 Кор. 4:11; 2 Кор. 9:8; 1 Тим. 6:5-12,17-18; 2 Тим. 3:12; Откр. 3:17-18. В пользу его может служить лишь место 1 Тим. 4:8, тем не менее из других текстов Писания мы знаем, что Бог вовсе не обещал всякому верующему материальное процветание.
Библия налагает на коммерцию и бизнес ряд условий, которые им не выгодны. Например, она запрещает ростовщичество (Втор. 23:19; Пс. 14:5; Иез. 18:8-9). Десятину тщательно соблюдали фарисеи (Лк. 11:42; 18:12), однако Христос не хвалил их за это, поскольку это делалось на показ и из тщеславия. Может по этой причине в Новом Завете не установлен размер пожертвований, ведь для Бога важно не количество, а качество приношения (Мк. 12:42-44). Тексты об увеличении талантов (Мф. 25:27 и Лк. 19:23) относятся к сфере духовной, а не экономической.
С другой стороны, законы бизнеса, замешанные на политические приемах насилия и махинаций, не позволяют христианскому бизнесмену процветать. Честный бизнес всегда будет в проигрыше, за исключением каких-то особых Божьих целей. Христианские коммерсанты всегда склонны преступать нормы христианской морали, ссылаясь то на одно, то на другое. Так они могут наживаться лишь на одном обмене денег (Мф. 21:12; Ин. 2:15). Погоня за прибылью заглушает христианское милосердие. Наиболее скупы именно богатые христиане. В реальности присутствия греховных способов коммерции, честная неконкурентноспособна.
Здесь христианин стоит перед выбором или быть богатым или быть верным Господу (Евр. 11:26). Христос не обещал Своим последователям ни полного здоровья, ни полного успеха в бизнесе. Если бы это было так, тогда болезнь и нищета считались бы грехом. Вместо евангелия благополучия Бог призывает нас к владению духовным богатством, а не материальным. Для Него более важно, кем мы являемся, чем то, чем мы владеем. Стремление же получить какую-то выгоду из своего благочестия вводит христианина в пагубу. Даже если он стремится к духовному обогащению, его личная зависимость от необычных переживаний может затмить собой обычное следование за Христом. Между тем сегодня находятся те, кто не удовлетворяются обычными дарами Духа Святого, ища необычных.
Создается впечатление, что в ситуации разочарования Людмилы Плетт, которое, как она полагает, ею преодолено, запечатлен общий кризис пятидесятнической неразборчивости в используемых для служения методов, самым сомнительным из которых является обыкновенный гипноз. Многие пятидесятнические лидеры владеют им вовсю, думая, что благая цель оправдает любые средства. Не пора ли такой порочной практике поставить библейский предел?
Если в оккультной практике дистанционное «духовное» руководство отдельными людьми осуществляют шаманы, знахари, экстрасенсы и гуру, то в христианской – этим заняты пастора. Но методы работы у них одни и те же. Правильно ли это, когда духовная реальность состоит не только из сил, послушных Богу, но и из противящихся Ему? Нас убеждают, что достаточно «зарядиться» силой Духа Святого и можно спокойно лезть в пасть к самому дьяволу. Однако разве мало в Библии предостережений, касающихся отношения к врагу в виде простого «бегства» (1 Кор. 10:14; 1 Тим. 6:11; 2 Тим. 2:22 и др.)?
Ситуация «убегания» от искушения, реально опасного, а не просто могущего быть таковым, говорит нам о том, что есть те территории борьбы, где Бог просто не будет помогать нам бороться. Мы не должны ступать туда даже на стопу ноги, поскольку в таком случае мы оскорбляем Бога, приглашая Его туда, где Он быть не желает. Итак, мы должны избегать некоторых искушений, поскольку они являются для нас непреодолимыми. Если мы этого не понимаем, мы становимся жертвой падения, которое спровоцировали своим невежеством или непослушанием.
Приведу еще одну цитату из последней книги Людмилы Плетт, в которой лично я заметил проявление метода гипноза через ее посредство. Это относится к тому способу, которым она получила авиабилет, когда остальным людям этого нельзя было достигнуть. «... и тут же в сердце прозвучал четкий ответ: «Подойди к кассе военнослужащих и попроси билет». «Что?!... К кассе для офицеров?!!» Я быстро оглянулась. Окошечко кассы было открыто и около нее никого не было. Попросив посмотреть за моим чемоданом, я быстро направилась туда.
«Девушка, – заглядывая в окошечко, попросила я. – Мне нужно срочно вылететь в Ленинград. Дайте мне, пожалуйста, билет.
«Вы что?! – изумилась кассир. – Разве не видите, сколько людей не могут улететь? И потом, почему Вы подошли ко мне? Вы же не военнослужа...
Не договорив и оборвав свою речь на полуслове, она вдруг умолкла, как-то странно на меня посмотрела и быстро сказала:
«Давайте Ваш паспорт. Быстро, пожалуйста».
И пока я доставала из своей сумочки паспорт, она уже говорила кому-то по телефону: «Но мне нужно сейчас билет, понимаешь ли ты это или нет! Да, особый случай... Что? Вылет через 10 минут? Хорошо. Давай мне этот билет» -- и протягивая в окошечко руку за паспортом, торопливо сказала:
«Вылет через 10 минут. Пойдете сразу же на посадку».
Закончив выписывать билет и взяв за него деньги, она вдруг, как будто проснувшись, провела рукой по лбу и тихо прошептала:
«Что я делаю?! Кто Вы такая? – но, взглянув на часы остановилась и добавила. – Бегите скорее на посадку».
Уже отходя от кассы, я продолжала чувствовать на себе ее изумленный взгляд». Конец цитаты (с. 51-52). Курсив мой.
Тот, кто когда-либо встречал описание того, как Вольф Мессинг при помощи внушения получил в государственном банке огромную сумму денег при Сталине, заметит сходство с рассказанным здесь Плетт: существует ситуация первого сопротивления внушению, затем прекращение его и действие в соответствии с внушенным и, наконец, «приход в себя», разумеется, запоздалый. Такое же случается со слишком впечатлительными людьми, чье измененное психическое состояние умело используют гадалки и цыганки, выуживающие деньги при помощи гипноза. Сходства между христианским гипнозом и оккультным в данном случае налицо. Оправдано ли оно?
Ситуация водительства ложным духом создается нашим игнорированием прямого библейского предупреждения: «убегать идолослужения». Используя оккультные средства в христианских целях (2 Тим. 2:5), мы оскорбляем Бога, так что, в конце концов, Он вынужден оставить нас и тем предать во власть демонов. Вот подлинная причина развала миссии Штегена, чего, к сожалению, так и не смогла понять Людмила Плетт.
Не об этой ли опасности говорится в следующих текстах Писания: Иер. 14:14; 23:31-32; Мф. 24:24; Лк. 21:8. Знамения может совершать не только Бог, но и дьявол, по этой причине чудеса не могут быть признаком действия Божьей силы сами по себе. Мало того, именно в последнее время дьявол выступит с самой искусной формой обольщения (Откр. 13).
Автор: Гололоб Г.А.
Источник: glaznayamaz.org
|